Воскресенье, 04.12.2022
Главная » Статьи » Работа

Как превратить свою работу в работу мечты.
Тридцатилетняя женщина-менеджер среднего звена – допустим, ее зовут Дженнифер – работает, не покладая рук, хоть этого и не скажешь по ее внешнему виду. Являясь самым способным сотрудником команды маркетингового подразделения в крупной многонациональной продуктовой компании, Дженнифер постоянно улучшает свои показатели и всегда добивается поставленных целей. Она занимается сверхурочной работой и отлично ладит с коллегами, которых глубоко уважает и ценит. Старшие руководители считают ее одной из самых перспективных сотрудниц.


Но за стенами офиса Дженнифер (которая просила не называть ее настоящего имени) признается, что чувствует, будто стоит на месте в своем профессиональном развитии, запертая в ловушке между повседневными обязанностями и тем, чем ей действительно хочется заниматься: изучать использование социальных сетей в маркетинговой деятельности компании. Микроблог Twitter, который она использует в целях маркетинга социально значимой проблемы, и мобильные устройства – ее главные увлечения. Она хотела бы найти новую работу, но в условиях медленного восстановления экономики после кризиса терпеть и оставаться на месте кажется ей наилучшим (и, возможно, единственным) вариантом. «Я по-прежнему много работаю, - делится она с друзьями. – Но я застряла на одном месте. С каждой неделей моя мотивация все слабее и слабее. Я начинаю удивляться, почему вообще хотела когда-то попасть на эту должность».


Знакомая ситуация? За прошедшие несколько лет мы побеседовали с сотней человек, занятых в различных сферах деятельности, которые так же, как и Дженнифер, чувствовали, что «застряли» (снова это ужасное слово). По результатам недавнего опроса, который был проведен неправительственной организацией The Conference Board и в котором приняли участие 5 тысяч американцев, лишь 45 процентов опрошенных сказали, что довольны своей работой – в сравнении с 60 процентами в 1987 году, когда подобный опрос был проведен впервые.


Что же вы можете сделать, если оказались в подобной ситуации, а сменить должность или компанию невозможно в силу жестких экономических условий? Все больше исследований показывает, что упражнение, которое называется «моделирование работы», вполне может стать эффективным способом внесения новых красок в вашу профессиональную жизнь. Оно заключается в переопределении вашей занятости для того, чтобы привнести в нее ваши мотивы, сильные стороны и увлечения. Это упражнение рекомендует визуализировать работу, составить схему ее компонентов и реорганизовать их так, чтобы подходило именно вам. Таким образом, вы сможете придать характерные черты тому, как вы видите и выполняете ваши профессиональные обязанности, после чего у вас появится чувство большего контроля над своей деятельностью – что особенно важно в те времена, когда работать приходится сильнее и дольше, а пенсия еще очень не скоро. Возможно, лучшее в моделировании работы - это то, что им управляете вы сами, а не ваш непосредственный руководитель.


Это упражнение включает в себя оценку, а затем изменение одного или более следующих основных аспектов работы.


ОБЯЗАННОСТИ. Вы можете раздвинуть границы вашей занятости, взяв на себя большее или меньшее количество обязанностей, расширив или сузив их тематику, изменив способ их выполнения. Например, менеджер по продажам может планировать какое-нибудь дополнительное мероприятие, потому что ему нравится заниматься организацией людей и логистикой.


ОТНОШЕНИЯ. Вы можете изменить характер или диапазон взаимоотношений с другими людьми. К примеру, управляющий директор может стать наставником для молодых коллег для того, чтобы установить связь с будущим поколением фирмы и научить их чему-нибудь полезному.


ВОСПРИЯТИЕ. Вы можете по-другому взглянуть на цель определенных аспектов вашей работы или на всю деятельность в целом. Например, директор некоммерческой организации может воспринимать свою работу двояко: с одной стороны, это не особо приятная профессия, связанная с постоянным поиском пожертвований и грантов, но с другой стороны, она весьма значимая, так как способствует созданию благоприятных возможностей для новых художников. Руководитель же научно-исследовательского отдела может не просто управлять проектами, а заниматься продвижением науки в данной области.
Мы исследовали различные предприятия - от крупнейших компаний, входящих в рейтинг Fortune 500, до мелких некоммерческих организаций, и результаты показывают, что сотрудники (различных профессий и на различных ступенях карьерной лестницы), которые занимаются моделированием работы, зачастую становятся более заинтересованными и удовлетворенными своей профессиональной жизнью, достигают лучших результатов в своих компаниях и способны эффективнее восстанавливать душевные силы.


Руководителям, в свою очередь, также довольно выгодно способствовать этому занятию. Многие модели реорганизации трудового процесса накладывают ответственность за результат на руководителей, которые должны помочь подчиненным найти удовлетворение в работе. На самом же деле, у начальства редко когда возникает достаточно времени на решение этой задачи. В данной ситуации моделирование работы позволяет руководителям передать бразды правления самим подчиненным, позволив им стать «субъектами своей деятельности». И в случае, когда денежные ресурсы ограничены или повышение по службе невозможно, именно моделирование работы может стать тем фактором, который поможет мотивировать и удержать самых талантливых сотрудников в компании. Это упражнение может помочь изменить даже тех, чьи результаты до этого были не столь успешными.
Однако, несмотря на все эти преимущества, моделированием работы можно легко и пренебречь: давление времени и других факторов может вынудить вас принять работу как фиксированный список обязанностей. Или вы можете побояться погрязнуть в трясине офисных интриг, наступая на пятки другим людям просто потому, что несчастливы на своем месте. Тем не менее, моделирование работы требует – и, в конце концов, порождает – совершенно иной образ мышления: ваша деятельность состоит из набора компонентов, из которых вы можете составлять различные комбинации для того, чтобы заниматься более привлекательным и приносящим удовлетворение делом на рабочем месте.

Составьте схему вашей работы Возвращаясь к многонациональной продуктовой компании, Дженнифер все еще разочарована в своей профессии. Что произойдет, если она начнет моделировать работу? Она уже размышляла о своем неудовлетворении, хоть и не систематически. Моделирование же работы дало бы ей средства для составления схемы более совершенной (но в то же время реальной) версии своей трудовой деятельности, которая бы учитывала ее мотивы, сильные стороны и увлечения.


Сначала она смотрит на существующую модель своей занятости. В схеме «До» Дженнифер рисует несколько квадратов, отображающих обязанности, из которых состоит ее работа: более крупные квадраты обозначают долгосрочные задания, квадраты поменьше – те, на чье выполнение Дженнифер тратит меньше времени.


Она замечает, что тратит много времени на контроль за работой ее команды, ответы на вопросы и управление исследованием рынка. Одинаковое количество часов тратится на определение размеров бюджета, составление отчетов и проведение совещаний. Очень мало времени уходит на решение таких важных задач, как профессиональное развитие и разработка маркетинговых стратегий. Они оказались в самых маленьких квадратах. Посмотрев на анализ своей деятельности таким способом, Дженнифер поняла – прямо с первого взгляда – чему именно она уделяет всю свою энергию и время.


Затем она концентрируется на изменениях, которые повысили бы ее заинтересованность в профессии. Диаграмма «После» послужит наглядным планом на будущее.
Дженнифер начинает с выявления своих мотивов, сильных сторон и увлечений – трех важных тем для размышления при определении аспектов работы, которые бы поддерживали ее интерес и вдохновляли на высокие результаты. Каждая из тем раскрашивается своим цветом. Например, основные мотивы (развитие влиятельных связей и достижение персонального роста) помещены в зеленые овалы. Дженнифер обдумывает свои самые сильные стороны (индивидуальное общение, техническая смекалка) и заносит их в голубые овалы. Что до увлечений, то «обучение других», «использование и изучение новых технологий» оказываются в оранжевых овалах.


Затем, используя свою схему «До» в качестве точки отчета, Дженнифер создает новый набор блоков с обязанностями, чей размер отображает лучшее распределение времени, энергии и внимания. Воспользовавшись тем, как хорошо «разработка маркетинговых стратегий» подходит ее мотивам, сильным сторонам и увлечениям, она не только перемещает данный пункт из маленького в средний блок, но и добавляет «с использованием социальных сетей» в эту расширенную обязанность. Чтобы включить еще больше социальных сетей в свою работу, она добавляет в схему маленький блок с задачей «научить коллег пользоваться социальными сетями». Неподходящие задачи же она помечает для дальнейшей адаптации (например, использовать «профессиональное развитие» для «улучшения навыков публичного выступления»).


Она обводит в прямоугольник группы задач, которые, по ее мнению, служат общей цели и функции. Например, она относит «опытность в построении и использовании социальных сетей» к одной функции. Определение своих функций подобным образом довольно важно для Фатимы, потому что оно задействует ее ключевые сильные стороны и увлечения. Переставляя фигуры, Дженнифер начинает больше ценить то, как объединяются компоненты ее работы.


НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА


Затем Дженнифер движется к финальной стадии этого упражнения, на которой она анализирует трудности, с которыми столкнется при воплощении новой конфигурации своей трудовой деятельности в реальность. Ей бы хотелось использовать свою техническую смекалку, чтобы помочь другим маркетинговым командам и отделам воспользоваться социальными сетями. Однако ей не хотелось бы, вмешиваться в их работу или оскорблять кого-либо, предлагая им свои знания. Имея перед собой схему «После», Дженнифер заново просматривает список проектов, дожидающихся своего осуществления, и начинает придумывать, как можно внедрить в них использование социальных сетей.


Обязанности. Она находит две возможности: новая закуска для молодежи и инициатива, направленная на улучшение коммуникации между отделами маркетинга и продаж по всей компании. Дженнифер считает, что рекламная кампания с использованием социальных сетей Facebook и Twitter может помочь создать шумиху вокруг новой закуски, а также раскрыть для организации преимущества и недостатки обращения к новой демографической группе. Запустив блог, Дженнифер с ее коллегами по маркетинговому отделу также смогут отследить предложения и информацию, исходящие от членов коммерческого подразделения.


Отношения. Безусловно, Дженнифер понимает, что ей не обойтись без поддержки, если она задумала совершить небольшую технологическую революцию, которая, по ее мнению, понадобится для реализации этих двух проектов. Ей потребуется выстроить новые отношения с другими сотрудниками компании или изменить направление старых для того, чтобы выяснить наилучшие способы для продвижения. Она вспоминает, что на еженедельных межведомственных совещаниях Стив Портер постоянно вертит в руках технические новинки, а также его считают специалистом по использованию социальных сетей для того, чтобы держать продавцов в курсе дела. Она решает обратиться к нему за помощью. В течение месяца поддержка Стива и ее собственных подчиненных вызывает волну заинтересованности, а также знание, как соединить технологии с работой подразделения. Ее предложения стали испытательной площадкой для использования социальных сетей при достижении других важных целей. Фатиму считают основоположницей этих программ. И вскоре она обнаруживает, что менеджеры других подразделений стали обращаться к ней за информацией о том, как они могли бы использовать ее идеи в своих собственных проектах. Все они вдохновляют ее быть смелее при внедрении новых идей и технологий.


Восприятие. Вместо того чтобы думать о своей должности как о ежедневной изнурительной работе, Дженнифер начинает считать себя новатором на пересечении маркетинга и технологий. Она воспринимает себя как предприимчивый первооткрыватель, не боящийся экспериментов и способный соединить эти два мира. Также к своему удовольствию она понимает, что ее увлечение применением технологий в преследовании поставленных целей не уводит от них, а приносит ей больше удовлетворения при их достижении.

ИСТОРИЯ АЙВАНА

В другой компании на другом краю земли Айван Картер также оказался между молотом и наковальней. Но источник мучений этого 45-летнего руководителя производства в международной компании, выпускающей офисные товары, отличается от случая Дженнифер. Айван - надежный стабильный работник целеустремленной и успешной команды, возглавляет группу, которая обслуживает Латинскую Америку, поэтому отчитываться ему приходится как перед начальником управления международными операциями, так и перед руководителем группы латиноамериканского региона. Его отношения с последним просто замечательные, но вот начальник международных операций зачастую не реагирует или даже проявляет враждебность, когда Айвану необходима информация или поддержка. Все его попытки укрепить отношения были встречены молчанием. Айвану нравится его работа, но нередко он покидает офис с неспокойным сердцем.

 Айван знает, что он может либо принять проблемные отношения с начальником международных операций такими, какие они есть, либо изменить ситуацию. Итак, в ходе следующих телефонных переговоров с руководителем группы латиноамериканского региона он делает шаг вперед и узнает, в чем выражается ее заинтересованность работой операционной группы в этом регионе. Она считает, что роль группа весьма важна для сокращения расходов, так как восстановление экономики затягивается, и это основное, на что должен обратить внимание генеральный исполнительный директор. Айван подхватывает эту возможность. Он добивается улучшения и без того уже хороших отношений, направляя свои усилия на специальные проекты, которые экономят средства в этом регионе. Имея шанс смоделировать свою работу, Айван концентрирует все больше времени и энергии на этом аспекте своей деятельности, что вызывает к нему расположение и доверие окружающих, так как проекты, которые он ведет, создают значительное сокращение расходов для компании. В качестве бонуса он тратит больше времени на общение с руководителем группы латиноамериканского региона, выполняя свои обязанности перед начальником международных операций без необходимости частого общения с ним. А через несколько месяцев Айван узнает, что руководитель группы латиноамериканского региона порекомендовала его высшему руководству.

 Дженнифер сконцентрировалась в первую очередь на задачах, а потом уже на отношениях. Ориентируя моделирование своей работы изначально на отношениях (которые придают ему сил, а не изматывают его), Айван смог выяснить, как изменить свою работу к лучшему.

ПРЕДЕЛЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ

 Не любое моделирование работы полезно. Оно может вызвать стресс, если в результате вы взваливаете на себя слишком много или меняете свои обязанности, не понимая целей своего руководителя. Так как моделированием работы вы занимаетесь самостоятельно, важно открыто обсуждать процесс. Вероятно, ваш руководитель даже сможет вам подсказать кое-какие возможности для взаимодополняющего перераспределения задач. В конце концов, задание, которое может напугать одного, может радовать другого.

 Для того чтобы получить поддержку при моделировании работы, сделайте следующие три вещи:

 + Сфокусируйтесь на использовании индивидуальной или коллективной сильной стороны, которая увеличит вашу ценность в глазах других людей. Например, Дженнифер позиционировала свою деятельность как улучшение работы других команд, в то время как Айван нашел способ помочь группе латиноамериканского региона достичь поставленных целей.

+ Вызовите доверие у других (обычно у вашего непосредственного руководителя). Дженнифер уверила своего руководителя, что не потеряет контроль над выполняемыми задачами и что некоторые из ее новых обязанностей смогут стать центральными для организации. Айван аккуратно совместил свои усилия со своим назначением, выстроив доверительные отношения с руководителем группы латиноамериканского региона.

+ При моделировании работы направьте свои усилия на тех, кто, вероятнее всего, пойдет вам навстречу. Дженнифер обратилась к Стиву Портеру, потому что он был заинтересован в ее планах по внедрению технологий в решение профессиональных задач. Айван понял, что он впустую потратит свое время, если будет стараться наладить проблемные отношения, вместо этого он сконцентрировал свое внимание на перспективных связях. Моделирование работы – это простая наглядная схема, которая поможет вам внести значимые и долгосрочные изменения в вашу профессиональную деятельность при любых экономических условиях. Однако обязательным началом этому должно послужить отступление от рутины и понимание, что вы действительно в силах перестроить компоненты работы по вашему вкусу.

В чем смысл? Моделируйте свою работу, а не позволяете ей моделировать вас.

 

 (Эми Вжесневски, помощник профессора организационного поведения в Йельской школе менеджмента. Джастин М. Берг, аспирант Уортонской школы бизнеса при Университете Пенсильвании. Джейн Е. Даттон, почетный профессор делового администрирования и психологии в школе бизнеса Ross School of Business при Университете Мичигана.)



Источник: http://journal.monsterrussia.ru
Категория: Работа | Добавил: Digalas (28.07.2010)
Просмотров: 1557 | Рейтинг: 1.0/1
Реклама от DIGALAS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]